Интервью Выпуск #6 21 апреля 2018

Взгляд вперёд

О реализации Стратегии научно-технологического развития, новой роли Российской академии наук, работе советов по приоритетам НТР, разработке комплексных научно-технических программ и проектов рассказал президент РАН академик Александр Михайлович Сергеев.

Взгляд вперёд

Под вашим руководством приступил к работе Координационный совет по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Как вы в целом видите работу этого нового совещательного органа?

Образование Координационного совета – это мандат доверия, который руководство страны вручило Российской академии наук: ей поручается в целом работа по координации стратегии научно-технологического развития страны. Необходимо координировать работу советов по приоритетным направлениям НТР. Невозможно жёстко отделить ответы на один большой вызов от ответов на другой большой вызов. Например, один из советов, который возглавляет Ирина Михайловна Донник, будет работать по направлению «Создание эффективного экологически чистого сельского хозяйства», а другой совет, который возглавляет академик Игорь Анатольевич Каляев, будет работать по направлению «Создание современных цифровых технологий», которые будут проецироваться на различные отрасли хозяйства. Этот совет в качестве одного из своих приоритетов планирует выбрать цифровизацию сельского хозяйства. Чтобы советы эффективно работали, должен быть координирующий орган, который помогает этим советам и создает синергетический эффект.

Получается, что Координационный совет – это некий аналог интеллектуального штаба госплана для научной деятельности?

Российская академия наук со своим интеллектуальным потенциалом может и должна выполнять функции научного прогнозирования и стратегического планирования.

Ведь что такое стратегия? Это выстраивание крупных проектов с видением перспективы. И если в целом говорить о стратегическом планировании, то, конечно, должен быть мозговой центр, который максимально эффективно, широко и непредвзято мог бы представить картину научно-технологического развития страны. Одна из ключевых проблем здесь заключается в том, что деньги, казалось бы, немалые, которые даются на науку, распределены по многим министерствам, ведомствам, корпорациям. Они имеют свои подведомственные учреждения, научные советы, сами проводят экспертизы и, казалось бы, являются самодостаточными. Но в стратегическом плане это не слишком эффективно, поскольку для решения крупных задач необходимо задействовать потенциал и компетенции различных единиц. Эту задачу и должна решать РАН: участвовать в стратегическом, межведомственном планировании, определять крупные направления и проекты, помогать слаженно работать советам по приоритетным направлениям научно-технологического развития.

А возможно ли сейчас такое планирование? Экономика ведь у нас не плановая?

У нас в стране есть проблема во взгляде вперёд. Приведу пример из работы совета, который возглавляет Михаил Асланович Погосян.

В президиуме РАН под его руководством проходила экспертная панель по тематике связанности территории страны. В ходе дискуссии стало совершенно очевидно: у нас отсутствует стратегия размещения производительных сил. Советские методы планирования к условиям рыночной многоукладной экономики действительно неприменимы, а других сегодня не предъявлено. Нет ответа на вопрос: что должно представлять собой размещение производительных сил в 2025 или в 2030 году? Но это ключевой вопрос! Необходимо грамотное целеполагание и стремление к цели. Если цели не поставлены, начинается шараханье из стороны в сторону.

Но есть и другая точка зрения, что строить какие-то долгосрочные планы в нынешних условиях в принципе невозможно. Её сторонники рассуждают примерно так: технологические уклады сегодня меняются так стремительно, что главным умением становится не планирование, а умение лавировать и быстро перестраиваться. Действительно, каким будет в мире технологический уклад через 25 лет, сейчас спрогнозировать крайне сложно. Не исключено, что завтра, послезавтра или через год появится какое-то открытие, которое кардинально всё изменит. Если мы назад с вами 25 лет отнимем: Интернета ещё не было, он только зарождался. Разве мы могли бы тогда предположить, что к 2018 году цифровизация, Интернет будут определять устройство значительной части всей экономики? А сейчас происходит ускорение технологического прогресса, всё более быстрая смена укладов, и появляется искушение сказать, что никаких стратегий и не надо придумывать. Но я не сторонник такого подхода. Думаю, что учёные РАН, коллективный интеллект академии способны к стратегическому видению и планированию и должны быть в этом качестве востребованы.

В указе об утверждении СНТР говорится, что основной инструмент её реализации – это комплексные научно-технические программы и проекты. Как, по вашему мнению, они должны разрабатываться и исполняться?

В ряде советов по приоритетным направлениям НТР уже подготовлены предложения. Это не означает, что в результате экспертных обсуждений они не будут отвергнуты или направлены на доработку, но мне кажется, что мы можем выбрать несколько в следующем бюджетном году.

Есть интересные предложения со стороны сельского хозяйства по направлению «точное земледелие», его ещё называют «умное сельское хозяйство». Здесь начинать нужно с того, что все поля, которые используются под сельскохозяйственное производство, должны быть внесены в единый электронный реестр. Причём в этом реестре должна быть не только кадастровая информация, но и сведения о почве, климате, текущем состоянии растений. Информация о том, где какие поля расположены и какой по ним прогноз урожая, очень важна для последующей логистики: как и куда этот урожай транспортировать, где его хранить и перерабатывать. Очень интересный проект может получиться, и по нему видны потребности, видны ресурсы, кто бы мог это делать.

В медицинском совете, который возглавляет Александр Александрович Макаров, также есть интересные предложения. В ближайшее время на президиуме РАН будет рассматриваться вопрос, связанный с роботизацией медицины, которая тесно связана с современными методами медицинской визуализации и диагностики.

Множество перспективных идей в совете по приоритетному направлению «Развитие энергетики» – от альтернативной (так называемой зеленой) энергетики до вопросов «оживления» нефтяных скважин на основе современных технологий.

Видно, что проекты, которые готовы к обсуждению, есть. Будем смотреть, что получится.

В стратегии НТР говорится о программах и проектах, включающих в себя все этапы инновационного цикла – от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок. Как выстраивать такие программы? Как преодолевать разрыв между научными разработками и реальным сектором экономики?

Стратегия научно-технологического развития построена в логике ответов на «большие вызовы». По сути, это постановка целей, которые согласованы и наукой, и бизнесом, и властью: что у страны должно появиться к 2025 или 2030 году? Теперь давайте пойдём, сложим ту самую инновационную цепочку «наука – технология – производство – рынок» и посмотрим, чего нам не хватает: каких компетенций, каких ресурсов. Определим круг участников программы, проекта, не ограничиваясь каким-то одним ведомством, как это сейчас происходит, когда межведомственное взаимодействие в целом очень плохо работает. Тогда мы сможем сконцентрироваться на реализации масштабных и востребованных проектов, опираясь на ранее созданные научные заделы и собирая распылённые по разным ведомствам ресурсы, которые государство выделяет на науку и инновации.

Выстраивание таких цепочек – это правильное стратегическое планирование, и здесь очень важна роль РАН. Второй важный момент – продвижение комплексной программы по правительственной вертикали, это необходимо для её ресурсного обеспечения. Чтобы этот процесс не буксовал, наверное, в Правительстве должен появиться «профильный вице-премьер». Тогда уже президентская вертикаль, выстроенная для реализации государственной научно-технической политики, включающая в себя совет по науке при Президенте России, получит соответствующего партнёра в Правительстве.

Думаю, что нужно работать и не бояться смотреть вперёд.

7 фактов о стратегии НТР

  • Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР) утверждена указом Президента России №642 от 1 декабря 2016 года.
  • В СНТР определены 7 «больших вызовов» и 7 приоритетов научно-технологического развития, которые должны отвечать на эти вызовы. В их числе – приоритет пространственного развития страны: связанность территории РФ за счёт создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятие и удержание лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
  • Основной инструмент реализации СНТР – комплексные научно-технические программы и проекты, включающие в себя все этапы инновационного цикла – от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок.
  • Для выявления, отбора и формирования наиболее перспективных проектов и программ создаются советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития.
  • Порядок формирования и работы советов утвержден Правительством РФ 17 января 2018 года.
  • Совет по приоритетному направлению «связанность территории» возглавил ректор МАИ академик М.А. Погосян.
  • Для координации деятельности советов по приоритетным направлениям НТР с начала 2018 года начал работу Координационный совет под руководством президента РАН А.М. Сергеева.

Витта Владимирова

Актуальное