Эксперты предложили разработать учебный БЛА с тренажёрным устройством имитации полёта
Выпуск профстандарта о подготовке специалистов по лётной эксплуатации БАС с максимальной взлётной массой более 30 кг открыл перед отраслью беспилотной авиации возможность приступить к обучению кадров для этого типа воздушных судов. Однако встаёт резонный вопрос: на чём и как будут обучаться будущие специалисты?
Президент ААУЦ, директор АУЦ МАИ Наталия Шовгеня, выступая с докладом на конференции «Сертификация БАС. Пути развития», организованной Росавицией и дирекцией «Аэромобильность» МАИ, предложила разработать для этих целей учебный БЛА вместе с тренажёрным устройством имитации полёта.
Управлять беспилотным аппаратом — задача ответственная, связанная с рисками нанесения материального ущерба, а сами аппараты — достаточные дорогие, чтобы их можно было доверить непрофессионалу. Поэтому специалист такого рода, с одной стороны, должен быть хорошо обучен, с другой стороны, процесс его обучения должен проходить максимально безопасно и экономично.
В большой пилотируемой авиации эта задача решается так: сначала будущие пилоты учатся на наземных тренажёрах, максимально реалистично имитирующих полёт учебного самолёта, на котором они потом проходят лётную подготовку в реальных полётах. Затем вчерашние курсанты учатся уже на конкретный тип летательного аппарата, в зависимости от профиля своей дальнейшей работы.
Беспилотная авиация как массовое явление появилась совсем недавно, и здесь этот процесс пока ещё не отстроен, но уже есть заинтересованные стороны, которые знают, как всё должно работать.
Зачем нужен тренажёр
В беспилотной авиации пока не существует ни своего учебного летательного аппарата, ни учебного тренажёра. На данный момент в России сертифицировано всего две беспилотные авиационные системы, и только одна из них, БАС-200, имеет полноценное тренажёрное устройство имитации полёта.
Тренажёр фактически представляет собой станцию внешнего пилота БАС (пульт управления и монитор), только без самого летательного аппарата. Вместо этого в него встроена обучающая программа. В отличие от популярных игровых компьютерных симуляторов, он полностью имитирует полёт беспилотника при всех возможных условиях его эксплуатации. Например, имитирует действие аппарата при изменении силы и направления ветра. В тренажёре предусмотрено место для инструктора, который ставит задачи будущему пилоту и видит, как он их исполняет. В идеале, всё происходящее фиксируется на видеокамеру, чтобы можно было потом провести работу над ошибками. По существующим нормативным документам, будущий внешний пилот БАС должен провести за таким тренажёром не более 20 часов, чтобы потом 30 часов налетать с настоящим БЛА.
Значение тренажёра для обучения трудно переоценить. И дело здесь не только в том, что ничего пока не умеющему ученику не доверишь аппарат стоимостью в миллионы рублей. Одна из ключевых задач обучения — не избегать, а как раз инициировать всевозможные аварийные ситуации, чтобы научить будущих внешних пилотов из них правильно выходить. Так делают в большой пилотируемой авиации, по такому пути идёт и малая, беспилотная авиация. Лучше 19 раз разбить виртуальное судно, смоделировав пожар на борту или отказ двигателя, и на 20-й раз научиться безопасно выходить из положения, чем один раз допустить аварию настоящего аппарата.
А поскольку тренажёр всегда имитирует условия полёта на конкретном БЛА, то его разработка неотделима от разработки учебного БЛА, считают эксперты.
Бутылочное горлышко
Но именно это обстоятельство и является на сегодняшний день «бутылочным горлышком» для оперативной разработки такого тренажёра. Учебный БЛА, управлением которым тренажёр учит, должен обязательно получить сертификат типа, также как его большие пилотируемые собратья. Такую процедуру произвести за пару-тройку месяцев невозможно, а учить специалистов нужно уже сейчас. И это не говоря уже о том, что на данный момент пока нет и самого потенциального разработчика учебных БЛА.
— Сейчас мы находимся на стадии поиска. Во-первых, мы должны найти разработчика воздушного судна, у которого есть все необходимые документы, потому что просто так взять любое воздушное судно для обучения мы не можем. Поскольку мы готовим внешних пилотов гражданской авиации с выдачей свидетельства государственного образца, то мы должны соблюсти требования всех соответствующих нормативных документов. Разработчик должен предоставить тренажёр по имитации полётов, также со всеми необходимыми документами. И, самое главное, у нас должен быть заказчик, которому нужны внешние пилоты, — отмечает представитель рабочей группы по разработке типовой программы подготовки внешних пилотов БЛА Наталия Шовгеня.
Системный подход
Но зачем идти по такому сложному пути? Не проще ли воспользоваться уже существующими наработками, например, БАС-200?
С одной стороны, такие работы ведутся, ведь задачу учить внешних пилотов БАС никто не отменял. Например, АУЦ МАИ активно ведёт переговоры с обладателями сертифицированных БЛА, чтобы проводить обучение первой группы будущих внешних пилотов — инструкторов с использованием их ресурсов.
Но, с другой стороны, создания учебного БЛА в комплекте с учебным тренажёром такие временные меры не отменяют. Учебное беспилотное воздушное судно позволило бы стандартизировать процесс обучения в общероссийском масштабе. Ведь разные БЛА обладают и разными характеристиками, тот же БАС-200 — это беспилотник вертолётного вида, а нужно помнить, что есть ещё БЛА самолётного и смешанного видов. Кроме того, стандартное учебное судно с отлаженной системой обучения позволит исключить риск формирования ложных умений и навыков, не предусмотренных нормативной базой.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России