«Я — инженер-механик»
Андрей Варичев окончил Московский авиационно-технический институт имени К.Э. Циолковского (МАТИ), но в связи с распадом СССР в 1991 году и нарастающим кризисом проработал в аэрокосмической индустрии совсем недолго.
Полученные знания Андрей Владимирович применил в другой отрасли: с 90-х годов он руководил крупными проектами в металлургии, а в 2013 году возглавил холдинг «Металлоинвест», который является ведущим игроком на рынке железорудного и металлизованного сырья, производителем высококачественной стали.
Прогулка по Страстному
Золотой медалист Андрей Варичев основательно готовился к получению хорошего технического образования в Москве: учился сразу в двух заочных школах— математической МГУ и физико-математической МИФИ, планировал учиться в одном из этих вузов. Поступлению в МАТИ способствовал, как часто бывает, случай.
Приехав поступать в Москву из Орла в 1985 году, Андрей пошел с товарищами в кинотеатр «Пушкинский» и рядом с расписанием сеансов на афише увидел объявление о наборе студентов в МАТИ. До начала фильма оставалось около полутора часов, здание приемной комиссии на Петровке находилось всего в нескольких минутах прогулки по Страстному бульвару... "Пришел, выяснил, что можно поступать уже сейчас, на следующий день подал документы, сдал математику на пять (медалисты сдавали только один экзамен) и 1 сентября приступил к занятиям на авиационно-механическом факультете«,— вспоминает Андрей Владимирович.
Учеба, спорт и комсомол
Первые годы учебы запомнились большими нагрузками. Нередко поступление в институт ассоциируется у молодежи с эдаким гусарством: школа позади, родителей не вызовут... В МАТИ приходилось напряженно работать. «Для меня были нормой подъем в шесть утра, начало лекционных занятий— в восемь, спорт— в три часа дня, в восемь вечера— возвращение в общежитие и выполнение домашней работы, в полночь— отбой. А на следующий день все опять по кругу,— рассказывает Андрей Варичев.— Сосредоточенность, ответственность, которые требовались при этом, помогли избежать поверхностно-попустительского отношения к учебе, получить хорошие инженерные знания. Надо сказать, что учебная программа была построена настолько грамотно и логично, что знания, полученные еще на первом курсе, оказались очень прочными, а некоторые— востребованными даже 30 лет спустя». Варичев с большой благодарностью вспоминает профессора Леонова, декана Хворостухина, зам. декана Милютина, доцентов Гусева и Сластихина, зав. кафедрой Либерзона и других интереснейших личностей.
Помимо учебы и спорта, студент уделял время общественной работе в комитете комсомола института. В советское время комсомол служил социальным лифтом людям с активной жизненной позицией. В комитете Варичев отвечал за студенческое самоуправление, организацию проведения общественно полезных мероприятий, субботников. На комсомольских активистов часто ложилась непростая задача — убедить сокурсников в необходимости поехать в стройотряд, «на картошку» в колхоз, подмести дворы на Страстном— бесплатно или за небольшие деньги. "Находили нужные слова, аргументы«,— делится Варичев.
В то время завершалось строительство учебных корпусов МАТИ на Оршанской улице. Часть этих зданий построена руками однокурсников Андрея Владимировича. Сам он тоже не раз записывался в стройотряды, например на строительство объектов сельского хозяйства в подмосковные Горки-2.
Школа управления «Бурана»
После окончания МАТИ Андрей Варичев устроился в НПО «Энергия», где принимал участив одном из самых интересных в то время проектов аэрокосмической отрасли— создании космического корабля «Буран». Выпускник МАТИ, занимавший позицию технолога, составлял для монтажных бригад инструкции по размещению датчиков и оборудования в кабине космического челнока. Все работы нужно было проводить таким образом, чтобы по минимуму касаться трубопроводов и электросистем.
Будущему капитану металлургической индустрии не раз приходилось самому надевать белый комбинезон, протискиваться в узкий люк челнока, диаметр которого был чуть больше иллюминатора пассажирского самолета, и выполнять различные монтажные операции. Работа, в ходе которой необходимо было что-то делать своими руками от и до, стала для Варичева отличной школой, научила логике построения управленческих решений. Один из принципов, которыми он руководствуется с тех пор,— при решении локальной проблемы не создавать трудности для окружающих, не нарушать сложившуюся «экосистему».
- У меня важная специальность: инженер минус механик равняется слесарь,— иронизирует Варичев.
Сталь навсегда
К началу 90-х проект «Буран», как и остальные крупные проекты в космической индустрии, начал сворачиваться из-за отсутствия финансирования со стороны государства. В отрасли и НПО «Энергия» начались сокращения. Варичев вынужден был искать новые направления для применения своих знаний и навыков.
Друзья отца посоветовали металлургию— отрасль, которая будет жить всегда. Отличное техническое образование и опыт работы в аэрокосмической индустрии помогли Андрею Варичеву остаться в промышленности и сделать отличную карьеру. Он руководил несколькими предприятиями группы «Металлоинвест»: работал на Орско-Халиловском металлургическом комбинате (переименован в «Уральскую Сталь»), возглавлял Михайловский горно-обогатительный комбинат.
В прошлом году в «Металлоинвесте», который сегодня возглавляет Варичев, работали около 60 тыс. сотрудников, а выручка холдинга превысила 250 млрд руб. Все больше проектов компании связано с внедрением новых технологий в концепции Индустрии 4.0 для развития прибыльного и экологичного бизнеса.
Андрей Варичев уверен, что знания инженера смогут пригодиться всегда и в любой отрасли. «Может, и не нужно быть генералом. Быть хорошим инженером — это достойно. Индустрия 4.0 идет по миру широкими шагами. Вызов современным инженерам — поставить новейшие технологии на службу обществу, экономике, стране, сделать их доступными, но помнить: технологии не должны убивать личность, интеллект, превращать нас в «рабов лампы».
Марк Полов