«Удобство пилота — безопасность полёта»: в МАИ разработали эргономичную систему управления одноэкипажным лайнером
Пока технический прогресс не привёл к созданию полностью безопасного беспилотного самолёта человек-пилот по-прежнему будет играть ключевую роль при совершении полёта. Поэтому создание максимально комфортного режима работы для него — отнюдь не тривиальная задача.
Над её решением трудятся в центре «Авионика» МАИ, у специалистов которого есть свои разработки.
В авиации существует два способа управления самолётом: при помощи штурвала и при помощи ручек управления самолётом (РУС). На одну чашу весов встал мировой гигант Boeing, но его уравновесил другой гигант индустрии, Airbus. На американских лайнерах пилоты рулят самолётом при помощи штурвалов, между пилотами располагается ручка управления двигателем (РУД), которая отвечает за увеличение / уменьшение скорости. На европейских лайнерах пилоты рулят при помощи «сайдстиков» (боковых РУС), РУДы располагаются между пилотами. В одноместных самолётах ручка управления одна («джойстик»), и располагается в центре, РУД располагается, как правило, слева.
Сторонники «ручного» управления считают, что штурвал — это анахронизм: он мешает пилоту полноценно следить за приборами, вынуждает совершать неудобные, сложные манёвры левой рукой, чтобы работать с приборной панелью или двигателями. Боковые ручки удобнее: у пилота свободный обзор приборной панели, первый пилот (командир судна) совершает манёвры левой рукой, освобождая правую руку для переключения режимов управления РУДом. Поэтому такая система была принята на лайнерах Airbus, российских лайнерах МС-21 и SJ 100.
Поэтому, разрабатывая кабину управления для перспективного одноэкипажного пассажирского лайнера, специалисты центра «Авионика» приняли зарекомендовавшую себя европейскую модель: с ручкой управления слева и РУДом — справа.
— В одноместных «машинах» — истребителях, спортивных самолётах, — ручка управления размещена посредине, и пилот управляет ей правой рукой, потому что РУД, «педаль газа» в самолёте, располагается, как правило, слева. Мне кажется, это не совсем правильно, потому что пилот ручкой управления самолёта работает чаще, чем двигателем. А во время полёта ему приходиться совершать много разных действий: не только переключать режимы, но и работать с приборной панелью — менять частоту радиосвязи, план полёта. Делать это левой рукой не очень удобно, особенно тянутся через правую руку, которая постоянно держится за «джойстик», в центре кабины. Гораздо проще, наоборот, сделать ручку двигателя под правую руку, а левой рукой рулить, как в автомобиле. Правой же рукой можно свободно работать с приборной панелью, ей в этой зоне уже ничего не помешает. Так пилоту удобнее совершать многочасовой полёт, а удобство пилота — это безопасность полёта, — рассказывает директор центра «Авионика» Виктор Поляков.
Ручки управления самолётом и двигателями, как и весь самолёт, напичканы электроникой.
В самолётах прошлого столетия от ручек к агрегатам самолёта были протянуты специальные металлические тросы и трубы. Сегодня манипуляции с ручками фактически являются сигналами для комплексной цифровой системы управления, от которой команды идут по электропроводам к соответствующим самолётным агрегатам. Один из трендов современного авиастроения — умная система управления самолётом, которая блокирует неправильные действия пилота, какие бы манипуляции с ручками управления он ни совершал.
— Авионика стремительно развивается, особенно в последние годы. Самолёты становятся всё умнее. Если в пассажирских лайнерах прошлого столетия экипаж состоял из двух пилотов, штурмана, бортмеханика и радиста, то теперь в кабине управления сидят всего два человека. Технически есть все предпосылки перейти и к одноэкипажному пассажирскому самолёту, опытные разработки которого ведутся в наше время. Уже сейчас пилоты фактически вручную управляют самолётом только на взлёте и посадке на последнем этапе до касания взлётно-посадочной полосы, но автоматизируется и этот этап. Задачи человека-пилота всё больше смещаются в область контролёра за действиями машины. Когда-нибудь развитие авионики дойдёт до того, что пассажирские лайнеры станут полностью беспилотными, — считает эксперт.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России