Номер один после Акинфеева
Преподаватель института иностранных языков МАИ, лингвист, музыкант, спортивный журналист, инженер, друг главного тренера сборной России по футболу Станислава Черчесова и главного тренера московского «Локомотива» Юрия Семина. Список можно продолжать долго, но все это один человек — перуанец по происхождению, Лоренцо Бенхамин Гойкочеа Моралес, или просто Лоренцо де Чосика.
Лоренцо, как вам пришла мысль о переезде в СССР?
Я родился 28 июля 1958 году в Чосике — живописной долине у подножия Анд, принадлежащей Лиме, столице Перу. С трех лет я воспитывался у бабушки Антонии и дедушки Леокадио, родителей моей мамы, которые сыграли в моей жизни очень важную роль.
Помню, как в 1961 году, когда состоялся первый полет человека в космос и эту новость передавали по всему миру, дедушка любил хвалить Юрия Гагарина. Слушая дедушку, я тоже начинал мечтать о космическом пространстве, тем более что андское небо очень яркое, ночью много звезд. И я также всегда восхищался не только Юрием Гагариным, но и Львом Яшиным, и самим СССР.
Расскажите о вашем увлечении футболом. С чего оно началось?
В детстве мы жили как раз напротив чосиканского стадиона, который был для меня как большой учебник по футболу. По выходным мы с дедушкой обязательно ходили посмотреть на игры. В школе я учился нормально. Но в семье были материальные проблемы, и, чтобы отвлечься от невзгод, в семь лет мы с ребятами создали свою футбольную дворовую команду, которую назвали «Тумикс». Стали потихоньку тренироваться и играть с другими командами Чосики.
Нашелся человек, Феликс Зоррилья, который вызвался нас тренировать. В 1970 году, после чемпионата мира в Мексике, я стал играть во втором дивизионе на большом стадионе за местную команду «Милан», президентом которой был Дон Зоррилья. Это была уже взрослая лига. Футбол в то время был для меня на первом месте, он вдохновлял меня и был целью моей жизни.
К несчастью, в 14 лет, будучи бомбардиром команды, я получил тяжелую травму и больше не мог продолжать играть. Так я решил вернуться к учебе. Гитара и обучение стали заменять мне футбол. В итоге школу я окончил на твердые пятерки.
Как сложилась ваша жизнь дальше?
После школы я поступил в университет Насьональ дель Кальяо и учился на инженера-химика. Со временем я стал преподавать на подготовительном отделении при университете: обучал абитуриентов математике и химии.
Мне нравилось рассуждать, быть полезным и видеть отклик среди своих учеников. Я подумал, что если буду преподавать, то у меня будет время, чтобы посвятить себя и другим интересам. Так я и поступил. Но пока еще к ранним мечтам о России не возвращался.
Вы с детства восхищались СССР. Как вы в итоге попали сюда?
Все вышло волей судьбы. После 9-го класса я поехал на летние каникулы подрабатывать с дядей Умберто. Там я случайно услышал разговор об ассоциации в Лиме, которая занимается программами обмена студентов СССР.
Поэтому когда в 1978 году мне не удалось поступить на курсы повышения квалификации для молодых учителей, то мне вспомнился тот эпизод. Я решил обратиться в ту организацию и, приняв участие во вступительном конкурсе, выиграл грант на бесплатную учебу в СССР, в Университете дружбы народов (ныне — РУДН). Целью организации, которая выделила грант, было оказывать помощь странам третьего мира, дать молодежи качественное образование.
В сентябре 1980 года я отправился в СССР, где в Университете дружбы народов начал шестилетнее обучение: у меня был контракт на подготовительный курс и специалитет. Я музыкант, поэтому не только активно учился, но и выступал с сольными номерами. Кстати, я до сих пор выступаю солистом под именем Лоренцо де Чосика. Мой репертуар— лирические военные песни и латиноамериканский фольклор, а также авторские песни. Для меня всегда было важным не только образование, но и творческое самосовершенствование.
Чем вы занимались после окончания учебы?
Я вернулся обратно в Перу, но через пять лет понял, что времени, которое я провел в СССР, мне не хватило: в плане саморазвития и карьеры, а также в интеллектуальном плане. В 1992 году я вернулся уже в новую Россию и с тех пор живу здесь. Сначала работал преподавателем испанского языка в РУДН, а с 2012 года и по сей день преподаю испанский и английский языки в Московском авиационном институте.
Лоренцо, какие у вас впечатления от работы преподавателем в МАИ?
Мне очень приятно быть преподавателем МАИ, потому что этот университет связан с аэрокосмической отраслью. У меня полное взаимопонимание с руководством нашего факультета и всеми коллегами. Я чувствую себя здесь просто великолепно.
Люблю быть полезным университету. Я замечаю, что большинство моих студентов пытаются брать у меня лучшее не только с точки зрения знаний, но и положительных человеческих качеств. Я не отделяю два понятия— хороший преподаватель и порядочный человек. Душа моя наполнена добротой и удовлетворением, когда я преподаю и вижу результаты.
Как в вашу жизнь пришла спортивная журналистика?
Я всегда следил за футболом, но с 2006 года начал заниматься профессиональной комментаторской деятельностью. Я давно сотрудничал с радиостанцией «Голос России» — сначала как музыкант, а потом и в качестве спортивного журналиста. Потом я стал работать специальным корреспондентом радиопередачи OVACIONANDO на перуанской спортивной радиостанции OVACION. В качестве спортивного журналиста OVACION я проводил активную комментаторскую деятельность: делал обзоры чемпионата мира по футболу в 2018 году и Кубка конфедераций в 2017-м. Я также участвовал в этих спортивных мероприятиях, проходящих в России, в качестве волонтера. Причиной такого решения стало большое желание отблагодарить Россию за все то, что эта страна мне дала.
С 2017 года я являюсь корреспондентом перуанской спортивной газеты Libero. Когда я стал работать спортивным журналистом, то познакомился со многими талантливыми спортсменами. У меня хорошие отношения со многими мастерами футбола и тренерами, например, с Юрием Семиным и Станиславом Черчесовым.
Знакомство со Станиславом Черчесовым: как это произошло?
Незадолго до чемпионата мира многие журналисты критиковали нашу сборную и ее главного тренера Станислава Черчесова. Но я верил в то, что сборная России раскроется и покажет достойную игру. Мнение я свое не скрывал и активно высказывался на пресс-конференциях, поэтому Станислав Саламович меня и заметил, увидел, что есть один человек, который верит в него и сборную. Он сам подошел ко мне познакомиться, и с тех пор у нас с ним сложились добрые дружеские отношения.
Сейчас все шутят, что Станислав— просто космос. И на самом деле, он наполнен энергетикой позитива, которая перешла к игрокам сборной. Оказалось, что мы с ним были правы про судьбу сборной России на ЧМ, веря в нее. После победы России над Испанией Черчесов подарил мне футболку сборной России под номером 1 с именем Лоренцо де Чосика с подписями всех игроков сборной и ее тренера. Это стало для меня приятным сюрпризом и вызвало большой резонанс во всем мире. Общаемся мы с ним и сейчас. Я особенно признателен Станиславу Саламовичу за то, что он нашел время и дал мне большое интервью накануне матча с Хорватией, которое было опубликовано во многих латиноамериканских СМИ.
Лоренцо, что вы можете посоветовать иностранцам, которые приезжают учиться в Россию?
Я думаю, что нужно всегда быть буквально голодными до знаний, а также соблюдать самодисциплину, развивать работоспособность и быть усердным, чтобы добиться поставленных целей. Надо уметь правильно организовать свое время и уметь совмещать множество дел. И, конечно, оставаться позитивным и скромным, даже несмотря на достигнутые успехи.
После разговора Лоренцо де Чосика неспешно направился к такси, которое должно было его везти на телевизионную студию спортивного телеканала «Матч ТВ».
Дарья Виноградова